Кружок «Блоки Дьенеша»
Программа дополнительного образования разработана для детей 5-6 лет. Возможность
формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности
математического, мыслительные умения в программе «От рождения до школы» на основе
которой составленная программа дополнительного образования. Наиболее эффективным
пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком
Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления
детей к усвоению математических способностей.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур,
различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура
характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет
даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный,
синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и
толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по
определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными
умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения
общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования,
сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические
операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у
малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,
способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют
внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг,
квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством
ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования
одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе
различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в
предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и
обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам
(цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету,
форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам
(цвету, форме, размеру и толщине).
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности блоков
Дьенеша.
Задачи:
- создать условия для развития интереса к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с
ними;
-создать условия для формирования умений выявлять в пределах от 1-4-х свойств,
абстрагирование одних от других, сравнивать по свойствам
- создать условия для развития действий классифицировать и обобщать по 1-2 свойствам
- создать условия для развития умения составлять силуэт по схеме изображения, формируются
логические операции анализ и синтез
- создать условия для развития умения выполнять действия по алгоритму и пояснять
последствие действий
- создать условия для воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в
достижении цели, эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре;
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется
через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках программы дети не
ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование
игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный
интерес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы
обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности
ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной
упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут
проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и
подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Кружок проводится раз в неделю, во второй половине дня.
Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и
способностей:
Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета,
формы и величины;
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:
цвет, форма, величина;
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику
геометрических фигур с помощью наглядных моделей;
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как
по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
2. Содержательный раздел
Срок Тема Содержание
Сентябрь «Давайте
познакомим
ся»
Создание условий по формированию умению правильно называть
весь объем свойств у предмета.
«Дружат –
не дружат»
Создание условий по формированию умению находить сходство и
различие между предметами.
«Найди свой
домик»
Создание условий по формированию умению группировать
предметы по наличию и отсутствию одного свойства.
Октябрь Собери бусы
для куклы»
Создание условий по формированию умению находить фигуру по
знаково – символическим обозначениям свойств.
«Помогите
Мишке
собрать
фигуры»
Создание условий по формированию умению определять
символику свойств.
«Два
обруча»
Создание условий по формированию умению разделять фигуры на
две группы по двум свойствам. Производить логические операции
«не», «и», «или».
«Хоровод»
Создание условий по формированию умению классифицировать
блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме –
размеру.
Ноябрь «Отрицание
цвета»
Создание условий по формированию умению подбирать фигуры по
инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
«Отрицание
формы»
Создание условий по формированию умению использовать детали
в соответствии с символикой отрицания формы.
«Отрицание
размера»
Создание условий по формированию умению называть размер
предмета, показывать предмет.
«Отрицание
толщины»
Создание условий по формированию умению выделять свойства
предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.
Декабрь « Загадки
без слов»
Создание условий по формированию умению расшифровывать
информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у
предметов по их знаково – символическим обозначениям.
«Найди
клад»
Создание условий по формированию умению выявлять в
предметах цвет, форму, размер, толщину.
«Волшебные
камни»
Создание условий по формированию умению называть
расположение предмета «внутри» и «вне» круга.
Январь «Найди
пару»
Создание условий по формированию умению проявлять внимание,
способность анализировать и сравнивать предметы по
самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки –
символы с отрицанием свойств. Работать в парах.
«Где, чей
гараж»
Создание условий по формированию умению классифицировать по
общим свойствам.
«Цветок»
Создание условий по формированию умению классифицировать
блоки по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Февраль «Угадай–ка»
Создание условий по формированию умению выявлять,
абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину)
предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо
конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
«Засели
домики»
Создание условий по формированию умению правильно
классифицировать свойства.
«Где
спрятался
Джерри?»
Создание условий по формированию умению логически мыслить,
умению кодировать информацию с помощью знаков – символов и
декодировать ее.
«Лабиринт»
Создание условий по формированию умению «читать» карточки –
символы. Выбирать необходимый блок из нескольких.
Март «Дорожки»
Создание условий по формированию умению выделять и
абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать
предметы по заданным свойствам.
«У кого в
гостях
Винни–Пух
и Пятачок»
Создание условий по формированию умению использовать приемы
анализирования, сравнения, обобщения.
« Два
обруча»
Создание условий по формированию умению разбивать множество
по двум совместным свойствам, производить логические операции
«не», «и», «или».
Апрель «Кошки -
мышки»
Создание условий по формированию умению правильно называть
свойства фигур, использовать эти знания в игре.
«Какую
фигуру я
задумал?»
Создание условий по формированию умению загадывать фигуру с
помощью карточек, обозначающих свойства блоков.
«Волшебное
дерево»
Создание условий по формированию умению классифицировать
блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять
основные признаки.
«Паровозики
»
Создание условий по формированию умению классифицировать
блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
Май « Угадай
фигуру»
Создание условий по формированию умению логически мыслить,
умению кодировать и декодировать информацию о свойствах.
«Помоги
фигурам
выбраться из
леса»
Создание условий по формированию умению логически мыслить,
умению рассуждать.
«Построим
дома»
Создание условий по формированию умению разбивать множество
по трем и четырем свойствам, производить логические операции
«не», «и», «или».
Сентябрь
«Давайте познакомимся»
Цель: Создание условий по формированию умению правильно называть весь объем свойств у
предмета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
«Дружат» - «не дружат»
Цель: Создание условий по формированию умению находить сходство и различие между
предметами.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
«Найди свой домик»
Цель: Создание условий по формированию умению группировать предметы по наличию и
отсутствию одного свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Октябрь
«Собери бусы для куклы»
Цель: Создание условий по формированию умению находить фигуру по знаково –
символическим обозначениям свойств.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме
отрицания).
Ход игры.
«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые
бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания), а дети находят
соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
«Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: Создание условий по формированию умению определять символику свойств.
Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с
обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не
помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки
– символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят
соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
«Два обруча»
Цель: Создание условий по формированию умению разделять фигуры на две группы по двум
свойствам. Производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на
игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого
обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно
обвести указкой).
Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все
красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие
фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя
обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
«Хоровод»
Цель: Создание условий по формированию умению классифицировать блоки по двум – трем
признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится
красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок,
в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок
должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра
заканчивается – «хоровод» закрыт.
НОЯБРЬ
«Отрицание цвета»
Цель: Создание условий по формированию умению подбирать фигуры по инструкции,
пользуясь символикой отрицания цвета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки,
обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может
понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками,
обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с
перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
«Отрицание формы»
Цель: Создание условий по формированию умению использовать детали в соответствии с
символикой отрицания формы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, каточки обозначающие отрицание формы,
игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и
объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.
«Отрицание размера»
Цель: Создание условий по формированию умению называть размер предмета, показывать
предмет.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание размера,
игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что
они обозначают.
Упражнение на закрепление:
«Покажи фигуру»: - квадратную, красную, не маленькую;
- треугольную, желтую, большую;
- прямоугольную, желтую, не большую;
- треугольную, синюю, не маленькую.
«Отрицание толщины»
Цель: Создание условий по формированию умению выделять свойства предмета в соответствии
с символикой отрицания толщины.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины,
игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание
толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.
Упражнение не закрепление:
«Покажи фигуру» - не тонкую;
- не толстую;
- треугольную, желтую, не большую;
- круглую, красную, не толстую и т.д.
Декабрь
« Загадки без слов»
Цель: Создание условий по формированию умению расшифровывать информацию о наличии
или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим
обозначениям.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду
показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте
фигуру и покажите».
Загадываются три совместных свойства:
Например: - форма, размер и толщина;
- цвет, форма, размер;
- цвет, форма, толщина и др.
«Найди клад»
Цель: Создание условий по формированию умению выявлять в предметах цвет, форму, размер,
толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные
(клады), карточки – символы.
Ход игры.
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего
карточки – символы, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины),
кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое
правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок
забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
«Волшебные камни»
Цель: Создание условий по формированию умению называть расположение предмета «внутри»
и «вне» круга.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обруч.
Ход игры.
«Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними
поиграем».
1. Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
2. Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д.
Январь
«Найди пару»
Цель: Создание условий по формированию умению проявлять внимание, способность
анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя
карточки – символы с отрицанием свойств. Работать в парах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки
поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник
выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то
забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее
свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
«Где, чей гараж»
Цель: Создание условий по формированию умению классифицировать по общим свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.
Ход игры.
У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка
блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог
показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для
своих машин.
«Цветок»
Цель: Создание условий по формированию умению классифицировать блоки по трем
признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого
раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем
наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч
положить карточки – символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные,
маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с
признаками.
Февраль
«Угадай–ка»
Цель: Создание условий по формированию умению выявлять, абстрагировать и называть
свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого –
либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
Ход игры.
В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два
свойства.
Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании
дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают
только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из
двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую
карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто
угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо
угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).
«Засели домики»
Цель: Создание условий по формированию умению правильно классифицировать свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.
Ход игры.
У детей на пару две таблицы (1 – двухэтажного дома, 2 – трехэтажного дома). В городе
логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь
расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают,
какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
«Где спрятался Джерри?»
Цель: Создание условий по формированию умению логически мыслить, умению кодировать
информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри
(маленькая плоская фигурка).
Ход игры.
Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из
блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек
обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает
свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему
может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.
«Лабиринт»
Цель: Создание условий по формированию умению «читать» карточки – символы. Выбирать
необходимый блок из нескольких.
Материал: «лабиринт» - стрелки из плотной бумаги, набор логических блоков Дьенеша,
карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер).
Ход игры.
На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где лежат любимые игрушки
детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению,
которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках.
Из нескольких фигур выбирается одна.
Усложнение игры: карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина).
Март
«Дорожки»
Цель: Создание условий по формированию умению выделять и абстрагировать цвет, форму,
размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков
или условные обозначения).
Ход игры.
На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три
домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки
так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по
правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной
формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные
по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не
только взрослый, но и сами дети.
«У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»
Цель: Создание условий по формированию умению использовать приемы анализирования,
сравнения, обобщения.
Материал: Карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических
фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они
в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы
Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый
предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить,
чем похожи эти ряды, и определит, какой фигуры недостает. При поиске недостающих
фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
« Два обруча 2»
Цель: Создание условий по формированию умению разбивать множество по двум совместным
свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуется три отдельных области
(пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего – все
круглые.
А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие:
- двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые);
- какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие;
желтые; зеленые; треугольные; квадратные).
Апрель
«Кошки – мышки»
Цель: Создание условий по формированию умению правильно называть свойства фигур,
использовать эти знания в игре.
Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)
Ход игры.
Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине
хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.
Хоровод движется со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
И разгонит хоровод.
На последнем слове, «хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается
вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно
«мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5 – начинаю догонять», - кот ловит мышей.
Одна из пойманных мышей становится «котом».
«Какую фигуру я задумал?»
Цель: Создание условий по формированию умению загадывать фигуру с помощью карточек,
обозначающих свойства блоков.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать, ребенок выставляет
карточки с обозначением трех свойств.
«Волшебное дерево»
Цель: Создание условий по формированию умению классифицировать блоки по трем
признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки.
Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы
фигур – листьев, набор блоков.
Ход игры.
Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев
геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры
по цвету и располагают « листики» на ветках.
« Паровозики»
Цель: Создание условий по формированию умению классифицировать блоки по двум, трем
признакам: цвету и форме; форме и размеру;
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушки: медвежонок, заяц.
Ход игры.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут,
что хотели приехать к нам в гости, но сейчас лесу намело много снега, и они не знают, что им
делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться
каким красивым стал зимний лес. Воспитатель предлагает детям построить волшебный
паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по
правилам: - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы( цвета, размера, толщины); - чтобы
рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру; размеру и форме;
толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; - чтобы
рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы. Воспитатель: Вот мы и
построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики
повез. Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка.
Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе. Подвижная игра: « По
порядку становись», « Найди свое место» и другие.
Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка
и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.
Май
« Угадай фигуру»
Цель: Создание условий по формированию умению логически мыслить, умению кодировать и
декодировать информацию о свойствах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с
перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер.
Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер).
Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать,
какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только
одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств,
игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
«Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: Создание условий по формированию умению логически мыслить, умению рассуждать.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.
Ход игры.
Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь
им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог
расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким
фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети
разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую
дорожку каждый раз надо свернуть.
«Построим дома»
Цель: Создание условий по формированию умению разбивать множество по трем и четырем
свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).
Ход игры.
Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для
строительства своих домиков.
Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые подходят всем
игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят
(5).
Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие,
у лисы – все синие. Чтобы дети легче запомнили правило, рядом с игрушками можно положить
карточки – символы.
После практического решения задачи дети называют, какие фигуры оказались общими для всех
игрушек (круглые, большие, синие); какие фигуры оказались только у волка (круглые,
маленькие, не синие); у волка и лисы (круглые, синие, маленькие); у зайца и лисы (большие,
синие, не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие).
Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает
его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его
еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.
При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз
указывается другое сочетание свойств – оснований разбиения блоков.
Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все –
треугольные, у лисы все – маленькие или у волка – все большие, у зайца – все синие, у лисы –
все толстые или у волка – все желтые, у лисы – все красные, у зайца – все квадратные и т.д.
Если в результате раскладывания блоков некоторые места окажутся пустыми, взрослый
побуждает детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески
стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь?
Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с
другими?)
Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности
действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Диагностические методики для детей 5-6 лет:
Диагностическая
методика
Форма проведения Показатели:
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования
Восприятие формы
Восприятие цвета
Восприятие величины
Индивидуальное
обследование
Ребенок различает, выделяет все три признака
геометрических фигур
Действие наглядного
моделирования
Ребенок умеет расшифровывать информацию
о свойствах предметов по их знаково-
символическим обозначениям, предъявленной
в явном виде и неявном виде (на основе
отрицания)
Используемая литература:
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават.
Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.:
Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для
воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.:
Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
Программа занятий
5-6 лет |
20 |
36 часов |
Липченко Н.В., воспитатель |
1 раз в неделю |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника