Кружок «Тико-фантазер»
Цель: ознакомление детей с конструктором Тико, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование
способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством геометрического моделирования.
Задачи:
Обучающие:
умение следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с конструктором;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с интересными игровыми поделками;
формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений);
развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции).
Воспитательные:
воспитывать интерес к исследовательской деятельности и моделированию; способствовать созданию игровых ситуаций,
расширять коммуникативные способности детей;
воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми
(сверстниками и взрослым);
Ожидаемые результаты:
По окончании дети должны знать:
• плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг);
• различные виды многоугольников; • числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать многоугольники по 1–2 свойствам;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 5);
• конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по рисунку,
по схеме.
Учебный план
Наименование
модуля
количество
часов
Модуль 13 3
«Плоскостное
моделирование»
Модуль «Объемное
моделирование»
20
Итого 33
Регламент образовательного процесса:
1 раз в неделю по 30 минут.
Модуль «Плоскостное моделирование»
(первое полугодие)
1. Тема: «Знакомство с ТИКО – страной».
Теория:
1 часть (логика) – понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх», «вниз», «посередине».
2 часть (окружающий мир) – знакомство с конструктором ТИКО
Практика:
1 часть (логика) – поиск треугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «морковки»
2 часть (окружающий мир) – конструирование по схеме: морковка для зайчонка.
2. Тема: «Друзья для зайчонка ТИКО»
Теория:
1 часть (логика) – сравнение геометрических фигур по цвету.
2 часть (окружающий мир) – домашние животные – друзья человека.
Практика: конструирование по образцу: собака – друг зайчонка ТИКО.
3. Тема: «Корзинка с грибами»
Теория:
Понятия – «четырехугольник», «разные», «одинаковые», «угол», «сторона».
Практика:
1 часть: (логика) «Отгадай фигуру» по описанию. Поиск и сравнение четырехугольников в геометрическом лесу. Подбор маленьких
равносторонних треугольников и маленьких квадратов по цвету для конструирования грибов: «лисичка» - желтый цвет фигур,
«подберезовик» - треугольники красного цвета, квадрат белого цвета, «сыроежка» - треугольники любого цвета, квадрат белого цвета.
2 часть – конструирование по схеме «Гриб». Конструирование по образцу «Корзина для грибов».
4. Тема: «Птицы наши друзья»
Теория:
1 часть (логика) – ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». 4
2 часть (окружающий мир) – птицы – друзья леса.
Практика: конструирование по схеме: птица.
5. Тема: «Водный транспорт»
Теория:
1 часть (логика) – классификация геометрических фигур по одному свойству.
2 часть (окружающий мир) – транспорт: водный транспорт.
Практика: конструирование по образцу: лодка.
6. Тема: «Радужные рыбки»
Теория: Тематическая беседа «Рыбы».
Практика:
Конструирование по схеме: рыбка.
Конструирование по образцу: водоем для рыбки.
7. Тема: «Осенний лес»
Теория: Сравнение геометрических фигур по форме.
Практика:
1 часть - поиск геометрических фигур заданной формы в «геометрическом лесу». Сопоставление геометрических фигур с предметами
окружающего мира аналогичной формы.
2 часть – конструирование по схеме «Заяц». Конструирование по образцу «Дерево».
8. Тема: «Спешим на помощь»
Теория: Классификация геометрических фигур по свойствам.
Практика: конструирование по схеме «Собака», конструирование по образцу «Самолет».
9. Тема: «Ежик»
Теория: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру.
Практика:
1 часть: конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы.
2 часть: конструирование по схеме «Еж», конструирование по образцу «Еж».
10. Тема: «Путешествие на самолете»
Теория: Викторина «Военная техника различных родов войск».
Практика:
Конструирование по схеме «Самолет», конструирование по образцу «Ракета».
11. Тема: «Кормушка для птиц»
Теория: Ориентирование на плоскости. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»
Практика:
1 часть – (логика) «Расположите фигуры в пространстве».
2 часть – конструирование по схеме «Птица», конструирование по образцу «Кормушка для птиц». 5
12. Тема: «Собака друг человека»
Теория: Понятия «многоугольник», «четырехугольник», «квадрат», «прямоугольник», «ромб», «прямой угол».
Практика:
1 часть – поиск и сравнение четырехугольников в «геометрическом лесу» задание найди несколько вариантов конструирования квадрата из
геометрических фигур
2 часть – конструирование по контурной схеме «Будка для собаки», конструирование по образцу «Собака».
13. Тема: «Зимние забавы»
Теория:
1 часть (логика) – чередование геометрических фигур по цвету.
2 часть (окружающий мир) – зимние забавы
Практика:
1 часть (логика) – выделение множеств – (квадраты: красные, синий, белый). Конструирование дорожки из квадратов 4 цветов путем
чередования
2 часть (окружающий мир) – конструирование по схеме «Снеговик»
Модуль «Объемное моделирование»
(второе полугодие)
1. Тема: «Объемные геометрические тела в ТИКО - стране»
Теория: Объемные геометрические тела «Шар», «Пирамида», «Куб»,
«Цилиндр».
Практика: конструирование по схеме «пирамида», «шар», «куб», «цилиндр»
2. Тема: «Зимний лес»
Теория: Сравнение геометрических фигур по форме.
Практика:
1 часть - поиск фигур заданной формы. Сопоставление геометрических фигур с предметами окружающего мира аналогичной формы.
Конструирование по схеме «Елочка».
2 часть – трансформация плоской конструкции в объемную по схеме «Елочка».
3. Тема: Сказка «Три медведя»
Теория: Поиск и сравнение предметов кубической формы. Понятия «высокий», «низкий»
Практика:
1 часть – конструирование и классификация кубов по сходному признаку (по цвету, размеру, по высоте).
2 часть – конструирование декораций для сказки «Три медведя». Фигуры – «дом», «елочка», «стол», «стул», «кровать».
4. Тема: «Какие разные дома» 6
Теория: Понятия: «объем», «куб». Различие плоских и объемных конструкций.
Практика:
Конструирование по образцу «Дом».
5. Тема: «Летающая тарелка»
Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Практика:
1 часть – диктант «Робот»
2 часть – конструирование по схеме «Летающая тарелка».
6. Тема: «Зоопарк»
Теория:
Комбинирование многогранников. Соединение деталей в заданной
последовательности.
Практика: конструирование «верблюд», «жираф» работа в парах.
7. Тема: «Танк»
Теория: Выделение частей и целого. Понятия – «целое», «часть».
Практика: конструирование шестиугольника треугольника из шести маленьких равносторонних треугольников. Конструирование по схеме
«Танк».
8. Тема: «Ваза с цветами»
Теория: Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика:
1 часть – конструирование и классификация призм по сходному признаку
2 часть – конструирование по контурной схеме «Ваза», конструирование по образцу «Ирис».
9. Тема: «Подарок Маме»
Теория:
Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы в окружающем мире – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика:
Конструирование цветка и вазы в форме призмы.
10. Тема: «Сладкий стол»
Теория:
Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.
Практика:
Часть 1 – составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре.
Часть 2 – конструирование посуды. 7
11. Тема: «Откуда появляются бабочки»
Теория: Комбинирование четырех геометрических фигур.
Практика:
1 часть – вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по схемам «Бабочка»,
«Гусеница».
2 часть – конструирование по образцу «Кокон»
12. Тема: «Наш друг снеговик - почтовик»
Теория: Понятия «грань», «ребро», «вершина», «основание», «четырехугольная пирамида». Соотношение вершин основания, боковых
граней и ребер пирамиды.
Практика:
1 часть – поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырехугольной пирамиды.
Конструирование четырехугольной пирамиды.
2. часть – конструирование по образцу «Снеговик».
13. Тема: «Воздушный транспорт»
Теория: Исследование многогранников. Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: треугольная пирамида.
Практика:
1 часть – конструирование треугольной пирамиды с помощью развертки. Конструирование из ТИКО – деталей разных видов треугольной
пирамиды.
2 часть – конструирование «самолета» по образцу на основе четырехугольной пирамиды.
14. Тема: «Петушок»
Теория: Понятия: «грань», «ребро», «вершина», «основание», «четырехугольная призма», «пятиугольная призма».
Практика:
1 часть – поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму пятиугольной призмы. Конструирование
пятиугольной призмы.
2 часть – конструирование по образцу «Петушок».
15. Тема: «Путешествие в космос»
Теория: Призмы: шестиугольная призма. Виды транспорта: воздушный транспорт.
Практика:
Конструирование по образцу и по собственному замыслу «Ракета», «Звездолет».
16. Тема: «Башня»
Теория: Исследование многогранников. Призмы: пятиугольная призма.
Практика:
1 часть – конструирование пятиугольной призмы с помощью развертки. Конструирование из ТИКО – деталей разных видов пятиугольной
призмы. 8
2 часть – конструирование «башни» на основе пятиугольной призмы.
17. Тема: «Машины»
Теория:
Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».
Практика:
1 часть – происхождение понятия «геометрия». Определение названия геометрических фигур наощупь.
Задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур.
2 часть – конструирование «Машина».
18. Тема: «Детская площадка»
Теория: Ориентация на плоскости, расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх»,
«вниз»,
Практика:
Часть 1 – диктант для конструирования «Ракета»
Часть 2 – конструирование «Песочница с грибком», «Горка», «Карусель».
19. Тема: «Замок»
Теория:
Понятия: «грань», «ребро», «вершина», «основание», «четырехугольная пирамида». Соотношение вершин основания, боковых граней и
ребер пирамиды.
Практика:
1 часть – поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму четырехугольной пирамиды.
Конструирование и исследование четырехугольной пирамиды.
2 часть – конструирование по образцу «Замок», конструирование египетских пирамид.
20. Тема: «Город будущего»
Теория: Беседа «Мир будущего – какой он!», «Здания и сооружения города будущего».
Практика:
Конструирование фигур – жилые дома города будущего.
Программа занятий
6-7 лет |
20 |
36 часов |
Демиденко Л.А., воспитатель |
1 раз в неделю |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника