Кружок «Теремок сказок»
«Театрализация – это волшебный мир, в котором
ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»
О.П. Радынова
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился
осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или
зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где
каждый ребенок может проявить свое творчество.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного
образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные
требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами –
дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной
деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского
творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку,
впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и
действия, тем самым проявляя творчество.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная
часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это:
♦ искать;
♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это:
♦ деятельность, рождающая нечто новое;
♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение
личности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской
психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина,
Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом.
И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих
способностей дошкольников.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является
системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе. В
процессе работы над спектаклем:
интегрируется содержание разных образовательных областей;
создаются условия для познавательной деятельности;
создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и
родителей;
формируются коммуникативные качества;
расширяется социальный опыт.
развиваются творческие способности.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном
поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и
доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких
образовательных областей как – «безопасность», «познание», «социализация». Главных
героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти
же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим
всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как
«художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом, театрализованная
деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных
качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в
свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в
Федеральной образовательной программе.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному
богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение
чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру,
фантазирование, сочинительство.
В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с праздниками
(сценарии утренников, вечеров развлечений) и не является самостоятельным детским
творчеством. Не имея соответствующих знаний и умений, дошкольники строят игровую
деятельность примитивно, что не может способствовать развитию творческих
способностей и, следовательно, развитию творческой личности. Преодолеть этот
недостаток поможет специально организованная работа.
Наблюдая за играми дошкольников, обратили внимание на то, что дети скованны, мало
эмоциональны. Влюбленные в театрализованные игры, мы решила организовать свою
работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы
дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
1.Развивать творческую самостоятельность, артистические способности, эстетический
вкус фантазию, речь - в передаче образа.
2.Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.
3.Совершенствовать пластику тела.
4.Формировать творческую активность.
Ожидаемые результаты:
- Умение самостоятельно организовывать театрализованные игры.
- Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки;
готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля; распределять
между собой обязанности и роли.
- Творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость
произношения.
- Умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация,
движения).
- Интерес и любовь к театру.
- Использование в театрализованной деятельности разные
виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и
др.).
- Знание некоторых театральных профессий.
Объем учебной нагрузки в неделю, месяц, год.
Данная программа включает в себя курс подготовки по театрализованной деятельности
детей среднего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного
занятия в неделю во вторую половину дня общей продолжительностью 20 минут.
Количество учебных занятий в год – 33 (11 часов в год).
Цель: развитие театральных способностей у детей среднего дошкольного возраста
посредством театрального искусства.
Задачи:
1.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Приобщать детей к театральной культуре, обогащать театральным опытом, знаниями о
театре, его истории, устройстве, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 3. Познакомить детей средней группы с различными видами театра (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, ).
4. Способствовать обучению детей приемам манипуляции с куклами в различных видах
театра.
5. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных выступлений детей перед малышами спектаклей с участием
детей и родителей, организация).
В занятия включается: обыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок,
постановка простейших инсценировок, сказок, овладение куклой-игрушкой в различных
видах театра (теневой плоскостной театр, театр на фланелеграфе, театр игрушек,
пальчиковый).
К организации театрально-игровой деятельности привлекаются родители, которые
участвуют в театральных постановках, тематических праздниках.
Программа:
Программа включает 8 основных разделов.
Основы кукольного театра (на каждом занятии).
Основные принципы драматизации.
Основы актерского мастерства (на каждом занятии).
Основы кукловедения (1 раз в квартал).
Проведение досугов и развлечений (2 раза в год)
Проведение праздника (итоговый, в конце учебного года).
Самостоятельная театральная деятельность.
Расписание кружка
Вторник 15. 05. – 15.25
Календарно-тематический план кружковой деятельности
Период Тема Задачи
Октябрь
1 - 2 неделя Знакомство с видами
театров
Познакомить детей с
различными видами театра (пальчиковый,
настольный, варежковый, театр масок и
др.). - Ввести новые понятия: «театр»,
«сцена», «зрительный зал», «занавес»,
«актер»
3 - 4 неделя Беседа на круге
«Мимика и жесты»
Развивать способность понимать
собеседника
Ноябрь
1 - 2 неделя Моделирование
речевых ситуаций
Правила поведения в театре
3 - 4 неделя Игра «Догадайся, кто
я»
Упражнять детей в умении изображать
героев, предложенных педагогом, с
помощью мимики, жестов
Декабрь
1 - 2 неделя Чтение сказки
«Заюшкина избушка»
Беседа о характере
героев сказки
Познакомить со сказкой, вызвать
интерес к ней. Учить высказывать свое
мнение о характере животных. Их
поступках
3 - 4 неделя Распределение ролей.
Проигрывание всех
ролей по очереди.
Выбор роли по
Способствовать развитию уверенности в
детях, возможности проявить себя в
какой- либо роли желанию детей
Январь
3 - 4 неделя Заучивание текста по
ролям
Способствовать умению сочетать в роли
движения и текст
Февраль
1 - 2 неделя Игровые этюды
(Лисичка сердится,
лисичка слушает,
зайчик боится и др.)
Учить передавать эмоциональное
состояние персонажа через определенную
позу, мимику
3 - 4 неделя Ролевой диалог героев
сказки «Заюшкина
избушка»
Развивать эмоциональную
выразительность детей
Март
1 - 2 неделя Театрализованная игра Расширять театрально-игровой опыт
3 - 4 неделя
Подготовка костюмов
и атрибутов
Совместная деятельность
Апрель
1 - 2 неделя Генеральная репетиция
сказки
Отработать слаженную работу всех
персонажей спектакля
3 - 4 неделя Показ сказки
«Заюшкина избушка»
Доставить детям радость от театральной
игры
Май
2 - 3 неделя Подведение итогов
достижения
планируемых
результатов
Программа занятий
4-5 лет |
12 |
36 часов |
Турышева Н.А., музыкальный руководитель |
1 раз в неделю |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника