Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Наш детский сад расположен в типовом двухэтажном здании со спортивными и музыкальным залом, также у нас функционируют: кабинет психолога, 2 кабинета логопеда, студия изобразительного искусства, медицинский кабинет, участок(огород),спортивная площадка. В учреждении функционирует 12 возрастных групп. Групповые помещения оснащены игровыми зонами, спальнями, зонами для мытья посуды и раздачи готовых блюд, туалетными и умывальными комнатами, приемными для раздевания и хранения верхней одежды детей.
Приоритетным направлением детского сада является психическое и физическое развитие детей, а также коррекция речевых нарушений у детей с ОНР.
У нас бережно сохраняются и развиваются лучшие традиции воспитания здорового поколения, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми дошкольного возраста. В саду создана обстановка эмоционального комфорта и домашнего уюта.
Паспорт доступности среды для инвалидов читать далее
Доступная среда Омск читать далее
специально оборудованных учебных кабинетов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья— 2
объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет
библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет
объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет
средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет
обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации — нет
специальных условий питания — нет
специальные условия охраны здоровья — нет
доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — нет
электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — нет
наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования — нет
В настоящее время в детском саду имеются:
- кабинет заведующего;
- методический кабинет;
- кабинет педагога-психолога;
- 2 кабинета логопеда;
- музыкальный зал;
- медицинский кабинет,
- изолятор,
- кабинет бухгалтерии;
- кабинет завхоза;
- прачечная;
- пищеблок.
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В нашем детском саду работают 2 учителя логопеда. В коррекционных группах учитель-логопед исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь детей. Специалисты группы комплектуют группу на подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей и степени имеющихся отклонений и дефектов развития речи. Проводят индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и отклонений в развитии.
Оснащение кабинетов:
• Центр индивидуальной работы:
Рабочее место оснащено зеркалом с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На дополнительной полке игры и дидактическая литература для автоматизации поставленных звуков. Для проведения логопедического массажа имеются массажные логопедические зонды. Зеркало для индивидуальной работы.
• Учебный центр:
-детские столы для занятий: установлены вблизи светонесущей стены с левосторонним освещением;
-песочные часы;
-магнитофон;
-кассеты, диски;
-настольные игры, игрушки, конструкторы;
-двигательная зона – свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и игр;
• Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации:
Находится в шкафу. Весь материал систематизирован по разделам: речевые игры, конспекты занятий (по разделам речи, фонетические занятия, грамматический строй речи, развитие связной речи). Наглядно-методический материал хранится в отдельной папке. Дидактические игры и пособия хранятся в папках коробках.
-материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; дидактические игры; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
-материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
-материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; резиновые мячи с шипами; тактильные коврики; контейнеры с природными материалами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик»;
-материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (штриховки, пособия с графическими диктантами и др), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев» и др.;
-материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры , игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.;
-материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
-материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал»
-материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO
-материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия; предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.
• Сенсомоторный центр.
Находится на доступном для детей месте. Содержит материал для самостоятельных игр для развития:
-мелкой моторики руки: пазлы, массажные мячики, шнуровка, трафареты и др.;
-дыхания: вертушки, мыльные пузыри, ватные шарики, воздушные шарики и др.;
-лексико-грамматического строя речи: дидактические игры, настольно-печатные игры и др.;
-тактильного ощущения и осязания: «набивные подушечки» – различной формы и размера (внутри насыпан песок, рис, горох, камушки); «чудесный мешочек» с мелкими предметами и др.;
• Передвижные ширмы с набором съемных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов.
• Центр консультаций:
Предназначен для встреч с родителями, педагогами.
• Рабочее место учителя-логопеда.
Оборудовано столом, стулом. Имеется ТСО: персональный компьютер; с фонотекой файлов звуков окружающей среды: пением птиц, шум моря, детским пением.
В кабинете педагога-психолога проводятся: психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для родителей, психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, развивающие занятия.
• Зона первичного приема и беседы с родителем, воспитателем:
-рабочий стол;
-картотека с данными о детях, родителях, воспитателях;
-шкафы с диагностическим, методическим материалом;
• Зона консультативной работы (предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу,
спокойно обсудить волнующие его проблемы):
-мягкий диван;
-журнальный столик;
• Зона диагностической работы (предназначена для проведения диагностической работы):
-детская мебель.
• Зона коррекционно-развивающей работы:
-мягкий ковер;
-детский стол-трансформер, стулья;
-мольберт;
-мягкие подушки;
-мягкие игрушки;
-куклы-марионетки;
-куклы;
-настольно-печатные игры;
-дидактические игры;
• Зона игровой терапии:
-мягкий ковер;
-предметы для творчества: поделочные материалы карандаши, краски, альбомы, фломастеры и др;
-детская литература;
-игрушки;
-настольный театр.
• Рабочая зона педагога-психолога (обработка данных, хранение материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и др.)
-рабочий стол;
-оргтехника;
-музыкальный центр.
Все помещения оснащены регулируемой мебелью и оборудованием, методической литературой, пособиями (муляжи, оборудование для опытно- экспериментальной деятельности, иллюстрации для ознакомления с искусством), дидактическими и развивающими играми.
В дошкольном учреждении выстроена предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО.
В каждой группе созданы центры по основным направлениям развития ребенка:
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— физическое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— социально-коммуникативное развитие.
В групповых помещениях созданы необходимые условия для занятий, игр, самостоятельной деятельности и оздоровительных мероприятий детей.
Групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников.
Методический кабинет – оказание действенной помощи специалистам и воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.
-Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
-Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
-Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательный программ различного типа, экспертиза авторских материалов);
-Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).
Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:
1. Методических (печатных и рукописных).
2. Наглядных (натуральных и изобразительных).
Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:
-нормативные документы;
-портфолио педагога;
-методическая и справочная литература;
-методические материалы и рекомендации;
-выставки;
-документы по содержанию работы ДОУ;
-детская художественная литература;
-фотоматериалы;
-наглядный материал.
Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
-игровая деятельность;
-физкультурно-оздоровительная работа;
-коррекционно-оздоровительная работа;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-сенсорное воспитание;
-ребенок и окружающий мир;
-развитие речи;
-формирование элементарных математических представлений;
-нравственное воспитание;
-трудовое воспитание;
-художественная литература;
-художественно-эстетическое воспитание;
-знакомство с искусством;
-эстетическая развивающая среда;
-изобразительная деятельность;
-конструирование;
-ручной труд;
-музыкальное воспитание;
-культурно-досуговая деятельность;
-дети раннего возраста;
-материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
-взаимодействие с родителями;
-ребенок и его права;
-обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Переносной мультимедийный проектор и экран
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга и развлечений. Зал оборудован зеркалами, занавес в глубине сцены позволяет образно разделить зал на сцену и закулисье, что очень удобно в проведении праздников и досугов. В музыкальном зале имеется музыкальный центр, а также полный набор атрибутов для детей, которые используются в танцах, упражнениях, играх. Богатый выбор музыкальных фонограмм позволяет разнообразить занятия, расширяет музыкальный кругозор дошкольников. Общая эстетика зала, наличие ярких и интересных атрибутов и игрушек создают благоприятную атмосферу и радостный настрой детей, помогают привить чувство прекрасного и любви к музыке.
Оборудование музыкального зала:
• Фортепиано;
• Музыкальный центр;
• Видеоплеер;
• Картотека музыкальных записей;
• Костюмерная;
• Cтационарный мультимедийный проектор и экран
Творческая студия/кабинет дополнительного образования (далее – ИЗО-студия) сформирована с учетом специфики БДОУ г. Омска «Детский сад № 351 комбинированного вида». Развивающая предметно-пространственная среда ИЗО-студии дополняется наглядными, учебными и методическими материалами в соответствии с рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13 февраля 2023 г. № ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций»).
Наименование оборудования |
Количество оборудования (ед.) |
Стол модульный, регулируемый по высоте |
5 |
Стул, регулируемый по высоте |
По количеству детей |
Стеллаж для хранения пособий |
1 |
Мольберт двухсторонний |
10 |
Изделия народных промыслов (хохломская, гжель, богородская, каргапольская, дымковская, филимоновская, городецкая) |
1 комплект |
ТИКО-конструктор для объемного 3D моделирования |
15 |
Конструктор для сборки из каркасных элементов |
2 |
Конструктор деревянный с цветными элементами настольный |
10 |
Набор для наблюдений и экспериментирования с природными объектами (с методическим пособием для воспитателя) |
1 |
Перчаточные куклы |
3 комплекта |
Пальчиковые куклы |
1 комплект |
Ширма настольная для кукольного театра |
1 |
Ширма настольная для театра теней |
1 |
Репродукции картин разных жанров |
1 комплект |
Кисти беличьи (№2, 3, 5), кисти щетинистые для клея, ножницы с тупыми концами, палитры для смешивания красок, стаканчики для воды, подносы |
По количеству детей |
Пластилин (12 цветов), гуашь (6 цветов), акварель (12 цветов), восковые мелки (12 цветов), карандаши цветные (12 цветов), пастель (6-12 цветов), карандаши графитовые (2М, 3М, ТМ), фломастеры цветные разной толщины, клей ПВА, доска для лепки, стеки |
По количеству детей |
Бумага белая (альбом), бумага гофрированная, набор цветной бумаги, картон белый и цветной для аппликации, ватман |
По количеству детей |
Кинетический песок |
5 |
Наличие оборудованных объектов спорта
Атрибуты:
— ортопедические дорожки – коррекция функциональной недостаточности стоп
— массажные коврики, мячи, валики – массаж верхних и нижних конечностей с целью воздействия на рефлексогенные зоны, где находится множество биологически активных точек.
— мячи (резиновые, сенсорные);
— утяжелители для верхних и нижних конечностей;
— мешочки с песком;
— мягкий модуль:
— обручи;
— кегли;
— дуги;
— гимнастические скамейки;
— маты.
• Ортопедическая горка – укрепление брюшного пресса, мышц спины и нижних конечностей
• Шведская стенка и лестница с наклонной плоскостью – совершенствование координации движения, улучшение осанки, лечение плоскостопия, улучшение работы вестибулярного аппарата.
• Сухой бассейн – поднятие эмоционального тонуса, расслабление, отработка навыков плавания.
• Кольца, канат, подвесная лестница – укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, улучшение работы вестибулярного аппарата, общеукрепляющие упражнения.
Во всех возрастных группах имеются физкультурные уголки, которые также оборудованы стандартным и нестандартным физкультурным оборудованием.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В детском саду имются различные виды средств обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
В детском саду имеются технические средства обучения нового поколения: проекторы, экраны, значительно расширяющие возможности педагогов.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В БДОУ 7 компьютеров, 3 ноутбука, имеется выход в интернет
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют